Психологические причины бронхиальной астмы у взрослых и детей

Психосоматика

Вопросом, как избавиться от бронхиальной астмы навсегда, задаются миллионы человек в мире. Согласно данным Всемирной Организации Здравоохранения, от астмы страдает 339 миллионов человек! Бронхиальная астма у детей является наиболее распространенным хроническим заболеванием.

Вот уже не одно десятилетие в научно-практических кругах идет активное обсуждение причин возникновения бронхиальной астмы и принципов её лечения: пульмонологами, аллергологами, иммунологами, и конечно психотерапевтами. Бронхиальную астму нередко называют королевой психосоматики, ведь, несомненно, бронхиальная астма имеет психологические причины наряду с физиологической предрасположенностью.

Бронхиальная астма входит в так называемую «святую семерку» или же, как её иначе называют «чикагскую семерку» психосоматических заболеваний, где она фигурирует вместе с язвенным колитом, эссенциальной гипертензией, нейродермитом, ревматоидным артритом, язвенной болезнью желудка и язвой двенадцатиперстной кишки.

Итак, если астма – психосоматика, то каким же образом происходит формирование заболевания? Несмотря на то, что дебют астмы у взрослых может произойти вплоть до 40 лет, и даже позже, как правило, главные психологические предпосылки возникновения бронхиальной астмы формируются именно в детстве.

Непосредственно с дыхательной системой с самого детства связано яркое выражение эмоций: через воспроизведение различных звуков, смех, крик, плачь, а затем и речь. Пробовали когда-нибудь что-то громко и выразительно сказать, не вдохнув при этом предварительно воздуха в лёгкие? Это невозможно без свободного дыхания! Но если же эмоции с детства запрещены, то нередко возникает соответствующий запрет на дыхание, и как следствие невозможность дышать полной грудью.

Конечно, здесь главным фактором выступает воспитание и влияние на ребенка значимых взрослых. Примечательно, что как правило, именно материнская фигура, а не отцовская, рассматривается в качестве наиболее влияющей на формирование бронхиальной астмы у ребенка. Этот факт в том числе свидетельствует о том, что астма, как психосоматическая реакция, формируется в раннем детстве. Существует даже такое понятие как «астмогенная мать».

Разберем подробнее, как детско-родительские отношения в семье могут спровоцировать возникновение бронхиальной астмы. Для развития бронхиальной астмы психология указывает следующие возможные причины:

  1. Холодная или отвергающая мать. Как правило, недолюбленная в детстве женщина, сама когда-то испытывавшая проявление к ней равнодушия и необоснованных запретов от значимых взрослых, соответствующим образом воспитывает и своих детей, запрещая им проявление чувств, проявляя к ним холодность и отстраненность. Ребенок, нуждающийся в материнской любви, принимает все условия и запреты, пытаясь быть удобным, чтобы всё-таки заслужить мамину любовь.
  2. Гиперопекающая мать, «удушающая» любовью. Тревожная мать, неспособная справиться с непредсказуемым и небезопасным миром, воспитывает своё дитя в запретах, в том числе и на выражение эмоций, из благих намерений: с целью защиты, в попытке оградить его от всё и вся. Ребенок нередко перенимает мамину тревогу, а в добавок, принимает и модель поведения, которая способна снижать тревожность матери: «если я удобный, то мама спокойна».
  3. Конфликтная мать или мать-жертва. В целом конфликты, а в особенности, конфликты в семье, провоцируемые матерью, могут являться причиной принятия ребенком определенной модели поведения, запрещающей проявлять свои истинные чувства и эмоции. Кроме того, ребенок неизбежно пугается из-за криков и проявляемой родителями агрессии друг к другу, что также способно закреплять на уровне дыхания его задержку и скованность, а также фиксацию запрета на эмоции.
  4. Излишне требовательная семья. В целом постоянно транслируемые жесткие требования к ребенку, при несоблюдении которых ребенок не принимается, отвергается семьей или же строго наказывается, также способствует формированию запрета на проявление эмоций и их чувствование. В подобной обстановке для ребенка жизненно важно соблюдать все правила, быть удобным и не проявляться, уже не с целью получения любви, а с целью самосохранения, ведь в подобных семьях детям нередко угрожают улицей или детским домом. Даже если это говорится не в серьез, это не сбавляет силу нанесенной психологической травмы.

Необходимо учитывать, что формирование бронхиальной астмы происходит при наличии сопутствующих аллергенных и инфекционных факторов, а также при определенной генетической предрасположенности. В случае, если существует семейная предрасположенность и астма встречалась в других поколениях в семье, важно также с психологической точки зрения рассмотреть данный аспект, как проявление семейного сценария реагирования на астмогенные факторы.

В случае выявления вышеперечисленных факторов, связанных с детско-родительскими отношениями, при укрупненном рассмотренной возможны следующие направления работы в психотерапии:

  • работа с запретом на чувствование и проявление эмоций, проявление себя;
  • работа с внутренним ребенком в сторону его принятия, заботы, разрешения на проявление эмоций и чувств, их отреагирование и проявление;
  • работа по формированию заботливого принимающего внутреннего родителя, способного компенсировать недополученные в детстве любовь и принятие;
  • работа со вторичными выгодами и факторами, удерживающими человека в болезни, формирование принятия себя здоровым.

Бронхиальная астма требует совместной работы психотерапевтов и медиков: в периоды ремиссии и для профилактики обострения производится огромная психотерапевтическая работа, а в периоды обострения необходима медикаментозная поддержка, так как купирование приступов требует применения специализированных препаратов.

Совместная работа врача и квалифицированного психотерапевта способна поставить на паузу даже такое сложное заболевание, как бронхиальная астма, если клиент будет готов к новой жизни без болезни!

Оцените статью
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Поделиться с друзьями
Корпорация Психологии